ДТП в Германии

Что делать после автомобильной аварии

Под общим понятием «автодорожное право» понимаются все судебно-правовые разбирательства по регулированию последствий дорожно-транспортных происшествий. В настоящей статье в общей форме даны рекомендации о правилах поведения на месте аварии и в процессе последующего разбирательства. В виду обширности темы, данная статья не может служить полным руководством на все случаи жизни.

Первой и естественной реакцией вовлечённых в дорожно-транспортное происшествие (ДТП) людей, даже, если никто не пострадал, является испуг. Это и понятно. Происшествие длится несколько секунд, а неприятностей можно нажить на много лет. Аварии с участием иностранных водителей имеют свои особенности. Иностранцы не владеют немецким языком, не могут объясниться с полицией, не говоря уже о трудностях ориентации в чужой стране, и почти всегда торопятся домой. Зачастую участники ДТП из местных жителей «наезжают» на иностранных участников аварии, рассчитывая на их незнание законов и боязнь полиции. Поэтому первая заповедь - оставайтесь спокойным в любой ситуации и не совершайте необдуманных поступков, что бы вам ни говорили другие участники ДТП.

Сразу после аварии надо осмотреть место происшествия и по необходимости оказать пострадавшим первую помощь, а затем вызвать полицию и/или санитарную машину (телефон полиции 110, скорой помощи 112). Дежурные полицейские телефонного центра, как правило, говорят по-английски. Затем следует позаботиться о безопасности других водителей: установить на дороге знак аварийной ситуации, убрать машины с проезжей части, смести с дорожного полотна осколки стекла. После этого хорошо зафиксируйте ход аварии. Никогда не следует пренебрегать записью адресов и телефонов свидетелей проишествия, в особености, если вы находились в машине один. Запишите номер, цвет и марку другой автомашины, адрес и телефон водителя автомашины и её пассажиров, номер его страхового полиса и название страховой компании. Важно составить схему происшествия и записать название улиц или других примет, позволяющих точно идентифицировать место аварии. Эта схема, по возможности, должна быть подписана всеми участниками и свидетелями проишествия.

Рекомендуется на месте собрать основную информацию о ходе происшествия и его участниках. Для этого всегда имейте в машине аварийный набор, куда должны входить: карманный фонарик для лучшей ориентации в темноте, ручка, бумага, рулетка, фотоаппарат (мобильный телефон с фотоаппаратом). Важно точно сфотографировать происшествия и объем повреждений автомобиля противника. Это сыграет роль в последующем определении справедливости претензий и отклонении требований ремонта старых вмятин, к которым вы не имеете никакого отношения. Важно знать, произошло ли ДТП по дороге на работу или во время служебной поездки. Производственная авария влечет иные последствия, нежели авария в свободное время.

Эти мероприятия являются абсолютно необходимыми для последующего разбора дела о компенсации ущерба. То, что такое дело возникнет, можете не сомневаться. Даже если первоначально возникает впечатление, что участники аварии согласны признать свою вину и оформление всех обстоятельств не составит никаких проблем. Через несколько дней всё может выглядеть совершенно иначе, а сделанные на месте происшествия признания и договорённости отрицаются, не моргнув глазом. В неясных случаях вина охотно переваливается на противника. С этим люди сталкиваются практически каждый день.

Если у вас возникло впечатление, что при определении виновного возникает спор, вам надо настоять на прибытии полиции, даже если вы плохо говорите по-немецки. Следует чётко заявить, что полиция обязана явиться на место проишествия, если имеется подозрение в совершении преступления или правонарушения. Ими считаются рискованный обгон, нарушение правил проезда на перекрёстке, неправильный поворот, проезд на красный свет светофора и прочие нарушения правил дорожного движения. Проще говоря, если вы считаете, что авария произошла по вине другого водителя, нарушившего ПДД, то вы должны указать на это обстоятельство сотруднику полиции, если полицейский отказывается (особенно ночью, в ненастную погоду) покинуть тёплое помещение и выехать на место проишествия. Полиция обязана приехать и на месте разобраться в обстоятельствах дела. При наличии пострадавших, полиция должна вызываться и выезжать всегда.

После аварии рекомендуется, не мешкая, обратиться к адвокату, пока можно относительно быстро и полно реконструировать весь ход ДТП. Адвокат сможет соблюсти достаточно короткие сроки, в которые должны быть улажены все формальности, иначе страховая компания может отказаться возместить ущерб. Адвокат-специалист сможет достоверно оценить размер компенсации, необходимость привлечения экспертов и на основе своего опыта рекомендовать экспертов и автотехников.

На практике попадаются случаи, когда на месте аварии подписывается так называемое └признание вины⌠ (Schuldanerkenntnis), в котором один из участников признаёт себя единоличным виновником происшествия и обязуется загладить нанесённый ущерб. Даже имея такую расписку, пострадавшим следует позаботиться о фиксации хода проишествия по вышеописанной схеме. Значение этого признания часто переоценивается. Согласно решениям высших судов, такая бумага имеет относительное значение. Кроме того, это признание всегда может быть позже отозвано или обьявлено ошибочным. Максимум, на что можно расчитывать в суде, предъявляя её, судья может возложить на └подписанта⌠ бремя несения доказательств. Удастся участнику аварии доказать свою невиновность, то признание теряет силу, а, не позаботившийся о закреплении обстоятельств ДТП пострадавший, может иметь бледный вид, доказывая свою правоту.

Никогда не следует забывать основного принципа судопроизводства. Каждая сторона на судебном процессе должна представить доказательства своих утверждений и сама обосновать свои требования, если противная сторона оспаривает вашу версию проишествия. На момент несчастного случая невозможно предвидеть, как развернутся события дальше, поэтому сбор доказательств является абсолютно необходимой обязанностью каждого участника аварии.

Петер Ангель