Гарантийный обязательства

Ответственность продавца за скрытые дефекты

В этой главе речь пойдет об ответственности за скрытые дефекты. Наверное, вы уже не раз слышали о покупках отличных машин за страшно низкую цену. После короткого срока эксплуатации эти чудо-автомобили заканчивают свой многотрудный жизненный путь в виде груды металлолома на автомобильной свалке. К сожалению, профессиональные продавцы подержанных автомобилей нередко пытаются продать доверчивым покупателям технически неисправные машины. Мы хотели бы коротко обрисовать правовую сторону этой проблемы.

§ 433 Abs. 1 Satz 2 Гражданского кодекса (BGB) возлагает на продавца ответственность за технически исправное состояние продаваемого предмета на момент его передачи покупателю. Закон делает различия между дефектами материальной части предмета продажи и недостатками правовой базы заключенного договора купли-продажи. К первым относится дефектная выхлопная труба, к последним - продажа машины, которая не принадлежит продавцу.

Ещё одно указание. Закон требует от продавца составлять договора, гарантийные обязательства и прочие документы по сделке с частными лицами на простом и понятном неискушенному покупателю языке. Составление нарочито запутанного текста с большим количеством профессиональных оборотов и словосочетаний так же представляет собой дефект правовой базы покупки.

Пример:
Владимир Шмидт купил подержанную машину марки VW Golf трёхлетней давности. Через 2 дня после приобретения, выяснилось, что у машины вышел из строя мотор. Эксперт установил, что мотор был неисправен ещё в момент передачи машины. В. Шмидту повезло. Скрытый дефект был выявлен почти сразу после покупки. Ответственность за этот дефект несёт продавец.

В подобных ситуациях выиграет та сторона, которая с помощью свидетелей, справок, экспертных заключений и прочих доказательств, сможет доказать свою правоту. Продавец несёт ответственность за продажу неисправной машины, если он знал, но для своей выгоды скрыл от покупателя известные ему дефекты автомобиля. Продавец не несёт ответственности за незначительные неисправности вроде неработающей лампочки указателя поворота.

Бывает и так, что продавец освобождается от ответственности за продажу дефектного предмета.

Пример:
Владимир Шмидт во время пробной поездки замечает, что у машины «стучит»мотор. Продавец объясняет ему, что машина прошла почти 400.000 км без капремонта, и предупреждает В. Шмидта о возможной неисправности мотора. Через пару недель после покупки автомобиль действительно выходит из строя.

Здесь всю ответственность несёт сам В. Шмидт. Он знал, что у машины не в порядке мотор. Фактически он по собственной грубой небрежности (grobe Fahrlassigkeit) купил неисправную машину. Продавец не несёт ответственности за известный покупателю дефект.

Чаще всего, причиной скрытых дефектов автомобиля являются перенесённые аварии и манипуляции с показаниями спидометра. Эти важные параметры, во многом определяющие стоимость подержанной автомашины, обязательно должны быть указаны продавцом. В старых автомобилях после пробега в 100 000 километров тахометр перескакивает на 0, и отсчёт начинается, как бы, по-новому. Поэтому автомобиль с цифрой 75 000 на тахометре в действительности вполне мог пройти 175 000 километров. Не говоря уже о более противозаконном способе «освежения» автомашины.

Обычно продавцы подержанных машин указывают пробег «согласно счётчику» и снимают с себя ответственность за достоверность этих данных. Обязанность продавца в отношении предпродажного техосмотра более спорный вопрос. Во всяком случае, общие требования закона обязывают профессионального продавца продавать только технически исправные машины, или, по меньшей мере, ставить покупателя в известность обо всех их дефектах.

Технические или конструктивные недостатки могут иметь и новые машины. Например, покупатель получил автомобиль, который по своей конструкции относится ещё к прошлогодней серии. Актуальная серия той же марки автомобиля обладает неоспоримыми техническими усовершенствованиями по сравнению со своим предшественником.

Пример:
В. Шмидт купил новый VW Polo. К моменту заключения договора купли-продажи, автомобили этой серии оснащались двигателями последней модели. В доставленном ему автомобиле стоит хотя и новый, но морально устаревший прошлогодний мотор. Мотор старой серии в новом автомобиле так же относится к числу недопустимых дефектов.

Продавец несёт ответственность за гарантированные им потребительские свойства и качества своего продукта (zugesicherte Eigenschaften). Все обещания он должен подтвердить письменно. Например, продавец устно или письменно заверяет покупателя, что мотор подержанной машины капитально отремонтирован. Это утверждение может не соответствовать действительности. Поэтому при заключении договора целесообразно иметь с собой независимых свидетелей. В случае необходимости, они смогут подтвердить все обстоятельства дела и обещания продавца. В общем, при заключении договора купли-продажи следует думать о возможных последствиях и начать сбор доказательств, пока ещё ничего не началось. Потом может быть поздно.

Следует обращать внимание на точность текста договора купли-продажи. Уверения продавца о предшествующей безаварийной эксплуатации автомобиля должны быть занесены в договор. Закон даёт частным покупателям право требовать письменную гарантию продавца по всем аспектам купли-продажи автомобиля.

Важно обращать внимание на так называемую гарантию сохранности ответственных узлов и частей машины (Haltbarkeitsgarantie). Например, гарантия 10-и летней сохранности кузова от ржавчины. Появятся, несмотря на обещания продавца или производителя, процессы ржавления кузова в течение гарантийного срока, то закон по определению (gesetzliche Vermutung) возлагает на продавца ответственность за этот дефект.

Сознательный обман покупателя делает договор купли-продажи недействительным. Например, покупатель прямо спросил о произошедших с автомобилем авариях. Продавец сознательно скрыл это важное обстоятельство, и на заданный ему прямой вопрос ответил отрицательно. В таком случае договор купли-продажи считается недействительным.

Покупатель может потребовать от нечестного продавца следующие виды компенсации за обман.

1. Расторжение заключённого договора (Wandlung). Это значит, что покупатель возвращает машину продавцу и получает назад свои деньги. За каждый фактически наезженный на купленной машине километр покупатель платит продавцу 25 центов. Например, проезд 1.000 км означает, что продавец возвращает покупателю на 250 ┬ меньше, чем получил от него в виде оплаты покупки.

2. Компенсация покупателю нанесенного ущерба может произойти за счёт снижения первоначальной покупной цены (Preisminderung). Например: Владимир Шмидт купил 3-х летней VW Golf. В договоре указан пробег машины 50.000 км. В действительности же машина прошла 150.000 км. Допустим, В. Шмидт согласен оставить у себя эту машину. Понятно, что рыночная стоимость автомобиля с пробегом в 150.000 км меньше, чем автомобиля, имеющего 50.000 км на тахометре. В. Шмидт имеет право потребовать от продавца компенсировать ему эту разницу в цене.

3. Самым редким из всех возможных вариантов удовлетворения претензий обманутого покупателя является замена купленной автомашины (Schadenersatz). Теоретически, продавец имеет право заменить проданный автомобиль другой машиной, которая отвечает условиям договора. В нашем примере это выглядело бы следующим образом. Продавец берёт назад Golf с пробегом в 150 000 и заменяет его технически равноценным автомобилем Golf с пробегом в 50 000, как это, собственно говоря, и было обещано в договоре купли-продажи.

Позволяет техническое состояние автомашины привести её в соответствующий договору вид (например, путём простой замены карбюратора), то покупатель обязан потребовать от продавца устранить указанные дефекты (Nachbesserung). Покупатель должен назначить разумный срок, в течение которого продавец должен ликвидировать все указанные дефекты.

Расторжение договора, снижение цены и прочие требования покупателя к продавцу должны быть оформлены в письменном виде.

Закон возлагает на продавца все затраты, возникающие в процессе исправления дефектов. К ним относятся: работа автомеханика, материал, транспортные и прочие расходы. Лишь невозможность или нежелание продавца в реальные сроки устранить выявленные дефекты, даёт покупателю право на расторжение или существенное изменение договора купли-продажи.

Вместо ремонта покупатель может потребовать от продавца поставку исправного предмета покупки (автомобиля). Такой образ действия рекомендуется только при покупке новой автомашины.

Закон предусматривает случаи, когда покупатель не обязан назначать разумный срок и требовать исправления выявленных дефектов.

а. Продавец наотрез и окончательно отказывается выполнить требование покупателя устранить выявленный дефект.

б. Имеются особые обстоятельства, которые говорят в пользу покупателя, и дают ему право, для защиты своих интересов немедленно предъявить претензии о возмещении ущерба.

в. Был согласован точный срок поставки, который продавец не смог соблюсти.

Важно знать. Требования о расторжении договора, снижении покупной цены и возмещении ущерба теряют силу через два года после доставки покупателю нового автомобиля. Это значит, что закон обязывает продавца два года нести гарантийную ответственность за качество проданного им нового предмета. Продавец должен за свой счёт устранять возникшие в процессе эксплуатации неожиданные дефекты или сверхнормативный износ материала. В некоторых случаях гарантийный срок может быть снижен, что, разумеется, не соответствует интересам покупателя.

Закон различает между продажей предметов потребления (Verbrauchsguterkauf) и продажей орудий труда. К первому случаю относится приобретение автомашины с целью использования в личных целях. Во втором случае речь идёт о покупке «на фирму» с целью экономического применения купленного предмета и достижения прибыли за счёт его эксплуатации. Орудием труда считается автомобиль, который используется в коммерческих целях.

При продаже новых автомобилей в частные руки закон запрещает автомобильному дилеру путём заключения отдельного договора с покупателем снижать предписанный законом двухлетний гарантийный срок. При купле-продаже подержанных автомашин автосалон должен дать покупателю гарантию на срок не менее одного года.

Это правило вступает в определенное противоречие с правом продавца путём различных оговорок ограничивать свою ответственность за техническое состояние подержанного автомобиля. Решение этого противоречия возможно только на основе изучения конкретного случая.

Различные юридические действия покупателя по защите своих интересов прерывают отсчёт срока давности. Этими мерами считаются ведение переговоров с продавцом о компенсации ущерба, подача жалобы в суд или прочие мероприятия, нацеленные на решение возникшей проблемы. Отказ продавца выполнить требования покупателя придется обжаловать в суд. Сознательный обман со стороны продавца (например, сокрытие аварии) имеет срок давности в 30 лет.

Покупка подержанной автомашины у дилера приносит частному покупателю и другие преимущества. Выявится дефект в течение первых шести месяцев эксплуатации автомашины, закон априори возлагает ответственность за эту поломку на продавца.

Ответственность за неисправность подержанной автомашины в период через 6-12 месяцев после покупки должна распределяться между продавцом и покупателем в зависимости от обстоятельств дела.

Поломки через 12 месяцев покупателю придётся ремонтировать за свой счёт.

В спорных случаях дилер должен доказать, что на момент продажи автомашина находилась в технически безупречном состоянии. Автомобильный салон должен представить убедительные доказательства наступление поломки в результате неправильной эксплуатации со стороны покупателя.

Не удастся дилеру построение убедительной системы доказательств, придётся ему за свой счёт ремонтировать машину. В первые шесть (подержанный автомобиль) или 24 (новый автомобиль) месяца после продажи, автосалон должен за свой счёт ремонтировать сверхнормативный износ материала и поломки, ответственность за которые нельзя возложить на пользователя автомашины.

Свою гарантию на новые автомобили автосалоны обычно увязывают с прохождением всех предписанных инспекций и профилактик на фирменных станциях техобслуживания.

Права покупателя подержанного автомобиля так же определяются конкретным состоянием автомашины и реальной возможностью устранения выявленных дефектов.

Петер Ангель